Кво вадис (Quo vadis)

Как потратить миллионов этак восемнадцать? Долларов… Очень просто. Например, можно снять кино, масштабное, костюмное, эпохальное. Только, запомнит ли его эпоха? Смотрите в кинотеатрах с 8 мая в Проекте 35 «Кво Вадис» (Quo Vadis).

Кво вадис (Quo vadis)
Польша — США, 2001
Режиссер: Ежи Кавалерович
Автор сценария: Ежи Кавалерович по роману лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича «Quo Vadis» – «Камо Грядеши»
Продюсер: Мирослав Словинский
Оператор: Анджей Ярошевич
Художник: Януш Сосновский
Костюмы: Магда Теславская, Павел Грабарчик
Композитор: Ян Качмарик
Исполнительный продюсер: Ежи Фрыковский
В ролях: Павел Делаг, Богуслав Линда, Магдалена Мельцаж, Рафаэл Кубацкий, Михал Байор

Гигантская экранизация романа Генрика Сенкевича, действие которого происходит во времена правления Нерона в Древнем Риме. Римский легионер Виниций любит девушку-христианку Лигию, хотя знает, что за это запросто можно быть отданным на растерзание львам или сожженным на костре. Вокруг это мелодраматической линии расположились мудрый, благородный, но и развратный и циничный Петроний, клоун, деспот и поэт император Нерон. И, наконец, Чилон — философ и плут, фигура и жалкая и трагическая. Но именно он, самый жалкий из персонажей, находит мужество обвинить цезаря в преступлениях.
Подразумевается, для любителей зрелищных костюмных постановок.

Польский кинематограф вовсю понесло в сторону Голливуда. До 1999 года поляки шли простым пост советским путем — недостаток средств они пытались восполнить талантливыми исполнителями. Сегодня картина меняется. Первые ласточки — крупнобюджетные «Огнем и мечем» и «Пан Тадеуш» – показали частному польскому капиталу, что в кино деньги не только можно вкладывать, но и нужно. И вот как-то так случилось, что дело с инвестициями в кинопроизводство пошло. И поехало. Ставший модным и знаменитым после далекого и забытого уже «Фараона» (1965, «Оскар») Ежи Кавалерович решил замахнуться на Генрика Сенкевича и его «Quo Vadis», сотворив этакое польское подобие «Гладиатора» Ридли Скотта. С тем же голливудским размахом, с той же претензией. А 18 миллионов долларов, подразумевалось, и с теми же деньгами.

Америка – страна шумная, огромная и техническая, и американские зрители (как и киноакадемики) любят в кино шум, размах и технику. «Гладиатор» этим условиям вполне удовлетворяет. Герои там только и делают, что размахиваются и бьют так, что только звон стоит, но при этом ни один актер не покалечен – значит, техника драк и съемок на высоте. «Кво Вадис» в эти рамки не вписывается. Его-то и боевиком назвать нельзя. Мечи из ножен не вынимаются, патриции на колесницах друг за другом не гоняются (предпочитают передвижения на ручных каретах – носилках). Сцена поединка лишь одна. В ней два гладиатора, обхватив друг друга, сопят и кряхтят почем зря. Есть еще эпизод растерзания львами бедных христиан – «кровавая бойня». Но это, так сказать, дань прогрессу и компьютерным технологиям, без которых не обходится сегодня даже самая незамысловатая комедия. То есть, в основном и целом пан Ежи подсознательно выбрал чисто польский путь воплощения своих и сенкевических задумок — в каждой сцене просматривается напыщенность, драматургическая величавость и опасение того, что зритель не воспримет фильм серьезно.

В двух главных ролях в «Кво Вадис» заняты непрофессионалы. В роли Урса был утвержден чемпион мира по дзюдо Рафаэл Кубацкий, в роли Лигии — никому неизвестная манекенщица Магдалена Мельцаж. Разбирать их игру – себе дороже. Единственно светлое пятно фильма – Богуслав Линда (Петроний), который буквально на себе одном вытаскивает картину. Мне вообще нравится этот актер, который с одинаковой легкостью сыграет и ангела, и злодея. Как человек эпохи упадка, его Петроний – арбитр элегантности, магистр изящества — изнежен и циничен, излишне любит удовольствия, но еще сохраняет остатки того, что римляне называли «особый римский дух». Вынужденная роль придворного при кровавом тиране – не самая выигрышная, но он исполняет ее с достоинством, и с таким же достоинством встречает смерть.

Непомерное место в фильме занимает слабая романтическая линия – любовь, связывающая молодого патриция Виниция (Павел Делаг) и юную христианку Лигию, под воздействием которой язычник обращается в истинную веру. Да и герой (в смысле hero) из этого воина получился никудышный — ни стащить девушку, ни спасти ее не может, за него все делают другие. Центральная сцена, где он принимает свою Лигию из рук гиганта Урса, одолевшего быка, к спине которого была привязана несчастная – весьма неуместна, так как заповеди «кто ее спасает, тот ее и целует» никто еще не отменял.

Добавить комментарий